История

Историческая справка деятельности государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1» г. Железноводска

В живописном уголке Кавказских Минеральных Вод, в районе станции Машук, у подножия величественной горы Бештау, на базе Николаевского специального детского дома, согласно постановлению Краевого отдела народного образования от 15 августа 1962 года была открыта одна из первых на Ставрополье Иноземцевская вспомогательная школа-интернат. В настоящее время она действует как государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида» г. Железноводска.

В 1962 году было открыто 6 первых классов разновозрастных детей общей численностью 120 воспитанников. Директором назначен Покровский Михаил Николаевич.

Первоочередной задачей коллектива было создание материально-технической базы и строительство школьного здания. В 1964 году вошёл в строй новый учебный корпус на 150 мест, проделана огромная работа по благоустройству территории, разбиты клумбы, заложен фруктовый сад. Трудовое воспитание и обучение выбрано одним из ведущих направлений в работе с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии.

Для работы с проблемными детьми были необходимы знания психологии умственно отсталых учащихся. В это время в Москве при педагогическом институте открывается дефектологический факультет и первыми специалистами-дефектологами, закончившими данное учебное заведение, стали педагоги: Губий Л.Я., Панова Н.И., Чекрыжова Н.А., Часниченко В.А., Топчанян А.М.. На сегодняшний день в школе работают 11 дефектологов.

В 1969 году на базе трёх вспомогательных школ: Ставропольской, Ипатовской и Иноземцевской проходил республиканский семинар по изучению психологии умственно отсталых школьников, которым руководили ведущие дефектологи, профессора Певзнер М.С. и Кузьмицкая М.И.

Из разных концов РСФСР съехалось более 60 человек учителей и воспитателей, а сопровождала гостей заведующая сектором детских домов и школ-интернатов Край ОНО Шевчук А.С.. Участникам семинара были предложены для просмотра открытые уроки и внеклассные мероприятия.

По итогам семинара коллектив Иноземцевской вспомогательной школы-интерната получил высокую методическую оценку в воспитании и обучении умственно отсталых учащихся.

За 47 лет сменилось несколько поколений руководителей, и каждый вносил свой вклад в развитие школы, становление и сплочение коллектива:

  • Мирошин Михаил Григорьевич,
  • Гришко Алексей Варфаломеевич,
  • Княгинин Игорь Евгеньевич,
  • Башкатов Сергей Тимофеевич,
  • Лукашевский Константин Константинович,
  • Писарев Владимир Алексеевич,
  • Поздняков Евгений Александрович,
  • Гузий Галина Николаевна.

Яркими представителями педагогической летописи школы-интерната, внесшими большой вклад в формировании коллектива педагогов и воспитанников, в создании атмосферы комфорта и доброжелательности, в выработке единых требований и подходов в обучении и воспитании детей внесли педагоги: Губий Л.Я., Едименченко Н.Д., Панова Н.И., Чекрыжова Н.А., Лазько В.Н., Шубсторская Н.Н., Кравченко В.А. и многие другие.

Губий Лилия Яковлевна

   Начала трудовую деятельность в 1950 году в Николаевском детском доме, преобразованном в 1962 году во вспомогательную школу-интернат и работала в данном учреждении по 1994 год. Профессиональная деятельность — от должности воспитателя до первого учителя-логопеда и заведующего учебной частью школы-интерната. Ею были заложены основы системы логопедической работы в учреждении. Опыт логопедической работы Лилии Яковлевны обобщён, систематизирован и распространён во многих специальных (коррекционных) учреждениях края, а в настоящее время является весомым методическим подспорьем в работе учителей-логопедов школы.

С 1969 по 1994 год – постоянный член краевой психолого-медико-педагогической комиссии, участник городских комиссий по отбору детей во вспомогательные школы.

Губий Л.Я. являлась лектором семинаров по воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии как городского, так и краевого масштаба, наставник многих педагогов, работающих в школе-интернате, постоянный участник мероприятий, проходящих в школе. Находясь на заслуженном отдыхе, всегда почётный и желанный гость в коллективе.

 

Едименченко Нина Даниловна

   50 лет посвятила Нина Даниловна педагогической деятельности в стенах школы-интерната, работая в должности старшей пионервожатой, воспитателя, учителя начальных классов, русского языка и учителя социально-бытовой ориентировки.

Являясь неутомимой труженицей, Нина Даниловна сформировала систему трудового обучения и воспитания в условиях интернатного учреждения для детей с проблемами в развитии.

Безграничная любовь к детям, владение методикой обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, позволяют педагогу формировать общетрудовые умения, навыки обслуживающего и производительного труда, необходимые учащимся при поступлении в учебные заведения начального профессионального образования, в последующей самостоятельной трудовой деятельности. Под её руководством на территории школьного двора разбиты великолепные клумбы, цветочные оранжеровки, композиции из живых цветов и камней.

Едименченко Нина Даниловна, являясь наставником, передаёт свой бесценный опыт молодому поколению педагогов, продолжая работать в школе-интернате.

Панова Нина Ивановна

   Нина Ивановна относится к плеяде педагогов, стоящих у истоков становления специального (коррекционного) образовательного учреждения. В числе первых получила специальное дефектологическое образование. Стойкое убеждение в результативности работы с детьми с умственной отсталостью позволило пройти путь от воспитателя до заместителя директора по учебно-методической работе. Умелый подбор кадров, работа по повышению методического роста и профессионального мастерства учителей позволили увеличить качественный состав педагогов.

   Именно Нина Ивановна, обладая великим даром убеждения, сподвигла не одно поколение педагогов на получение высшего специального дефектологического образования. Заложенные традиции стремления к педагогическому росту передаются из поколения в поколение. Тёплый микроклимат, поддержка молодых кадров, взаимопонимание, сложившиеся благодаря Нине Ивановне, являются одним из достоинств коллектива школы-интерната по настоящее время.

Лазько Валентина Никитична

Валентина Никитична работала в школе-интернате, начиная с момента её образования до окончания своей трудовой деятельности. Являясь воспитателем, а затем старшим воспитателем, при организации внеклассной воспитательной работы огромное значение придавала коррекции и развитию у детей мелкой моторики рук, воображения, эстетического вкуса. На своих занятиях обучала детей вышиванию, пошиву народных костюмов, изготовлению поделок из различных природных и нетрадиционных материалов. Лазько В.Н. являлась незаменимым советчиком при оформлении классов, интерьера школьного здания, в организации выставок и смотров-конкурсов творческой деятельности воспитанников.

Являясь педагогом-новатором, Лазько Валентина Никитична ввела в учебный процесс работу с колюще-режущими предметами: швейной иглой, ножницами.

Находясь в должности старшего воспитателя, принимала активное участие в организации воспитательно-образовательного процесса, формировании системы воспитательной работы с учащимися с отклонениями в развитии, основываясь на принципах трудового обучения и воспитания, успешно проводила работу по социальной адаптации и интеграции учащихся с легкой умственной отсталостью в общество.

Мы гордимся нашими наставниками!