Содержание программы развития
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1»
Раздел I.
Паспорт программы развития ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2018-2022 годы.
Раздел II.
Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении
Раздел III.
Анализ условий функционирования образовательного учреждения
Раздел IV.
Аналитическое обоснование программы развития
Раздел V.
Ресурсное обеспечение реализации Программы
Раздел VI.
Объём и источники финансирования
Раздел VII.
Порядок управления реализации Программы
Раздел VIII.
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы.
Раздел I.
Паспорт Программы развития
государственного казенного общеобразовательного учреждения
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1»
на 2018-2022 годы
Наименование раздела программы | Программа развития ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2018-2022 годы |
Основания для разработки программы развития | · Конвенция о правах ребенка
· Конституция Российской Федерации · Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» · Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. РФ «Об образовании в Российской Федерации» · Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» · Приказ МОиН РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» · Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» · Приказ МОиН от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам» · Письмо МОиН РФ от13.11.2014г. № ВК-2422/07 «О сохранении сети отдельных организации, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам» · Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» · Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 25.04.2016г. № 07-1731 «Об утверждении Федерального перечня отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включенных в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы · Закон Ставропольского края «Об образовании» от 30.07.2013 № 72-кз · Устав школы-интерната утвержден приказом министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 23.12.2015г. №1764-пр · Локальные акты школы- интерната. |
Основные разработчики и исполнители программы | Администрация ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1», инициативная группа педагогов школы-интерната и родительская общественность. |
Цель программы | Создание единой коррекционно – развивающей среды, способствующей реализации возможностей детей с особыми образовательными потребностями и их успешной дальнейшей социальной адаптации |
Основные задачи программы развития | 1. Поэтапное введение ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и множественными нарушениями;
2. Создание условий, обеспечивающие коррекционно – развивающее сопровождение образовательного и воспитательного процессов; 3. Ориентирование учащихся на формирование ключевых жизненных компетенций как образовательного результата; 4. Совершенствование материально – технической базы школы-интерната, программно – методического и кадрового обеспечения; 5. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. 6. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. 7. Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу школы-интерната. |
Сроки реализации
программы |
2018-2022гг. |
Периоды и этапы
реализации программы. |
Подготовительный этап 2018 г.: организация рабочих групп по созданию программы развития, определение необходимых ресурсов для работы и реализации программы
Основной этап 2019-2021 гг.: реализация основных направлений программы развития школы-интерната Обобщающий этап 2022 г.: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами, выявление и обобщение наиболее эффективного опыта работы педагогов и образовательного учреждения. |
Ожидаемые конечные результаты,
важнейшие целевые показатели программы |
· качественное обновление содержания общего образования;
· расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых обучающимся; · удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам; · совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников; · повышение ИКТ компетентности педагогов; · создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни; создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы; · развитие материально- технической базы; · повышение эффективности государственно-общественных форм управления |
Сайт образовательного учреждения | http://www.shcool-in1.ru/ |
Локальные акты о
принятии Программы развития |
Решение Совета ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1», протокол от 27.12.2017г. № 5, приказ по школе-интернату «Об утверждении Программы развития ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2018-2022 годы» от 09.01.2018г. № 6 |
Раздел II.
Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении
Полное наименование Учреждения:
государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1».
Сокращенное наименование Учреждения:
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1».
Адрес: 357432, Ставропольский край, г. Железноводск, п. Иноземцево, ул. Лесная, 36.
Телефоны: 8(87932) 5-13-43; 5-13-72; 5-99-20.
Факс, e-mail: 8(87932) 5-13-43, sc-kor@mail.ru
Сайт школы: http://www.shcool-in1.ru/
Лицензия: Серия 26 Л 01 № 0000759, регистрационный номер – 4514 от 02 февраля 2016 года. Срок действия – бессрочно. Выдана министерством образования и молодежной политики Ставропольского края, приложение №1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности от 02 февраля 2016 года серия 26 П 02 № 0000806.
Свидетельство об аккредитации: Серия 26 А 01 № 0000007. Регистрационный № 1965 от 30.05.2012, срок действия по 30.05.2024. Выдано Министерством образования Ставропольского края.
Администрация:
Директор: Гузий Галина Николаевна
Заместитель директора по учебно-методической работе: Негодина Светлана Владимировна
Заместитель директора по воспитательной работе: Челикиди Ангелина Христофоровна
Заместитель директора по безопасности: Зайцева Марина Юрьевна
Заместитель директора по АХЧ: Мотина Надежда Андреевна
Учредители: министерство образования Ставропольского края: 355003, г. Ставрополь, ул. Ломоносова, 3, т.(8652)372-360, факс.(8652)372-394, e-mail: info@stavminobr.ru.
В ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 1» обучаются и воспитываются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 57% обучающихся имеют статус ребенок-инвалид.
Школа-интернат реализует следующие программы обучения:
— образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VШ вида для «подготовительного», I-IV классов под ред. В.В. Воронковой, в которых образовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической задачей специального обучения;
— образовательные государственные программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VШ вида для 5-9 классов под ред. В.В. Воронковой (сборник 1 и 2);
— адаптивные программы и методические рекомендации, разработанные учителями школы-интерната:
- адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1) на 2017-2025 годы;
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) на 2017-2025 годы;
- адаптированные рабочие учебные программы по предметам и индивидуальным и групповым корркционно-развивающим занятиям занятиям;
- адаптированные рабочие учебные программы в соответствии с ФГОС (1-9 класс);
— программа по «Живой мир» обучающихся специальных коррекционных учреждений VIII вида 2-4 классов;
— программа «Рукоделие» для обучающихся 5-9 классов;
— программа «Игротерапия» для обучающихся специальных коррекционных учреждений VIII вида 1-4 классов;
— воспитательная программа «Не рядом, а вместе» по направлениям:
- «Социально-личностное развитие» (1- 9 классы);
- «Формирование здорового образа жизни, экологическое воспитание» (1-9 классы).
- «Формирование основ гражданского и патриотического воспитания, знакомство с национальной культурой» (1-9 классы).
- «Художественно-эстетическое воспитание»(1-9 классы).
- «Формирование основ профессионального самоопределения и экономического просвещения» (8-9 классы).
— программа дополнительного образования «Мой мир» физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, эколого-биологической направленностей, научно-технической направленности;
— специальные индивидуальные реабилитационные программы (СИПР);
— индивидуальные программы реабилитации и абилитации (ИПРА);
— логопедическая программа.
Продолжительность учебной недели – 5 дней. Обучающиеся школы-интерната получают бесплатное 5-ти разовое питание, посещают кружки и секции в рамках дополнительного образования. По окончанию образовательного учреждения выпускники продолжают обучение в профессиональных училищах Ставропольского края.
Педагогический коллектив ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 1» в период 2013-2017гг. осуществлял свою деятельность в режиме развития, используя психолого-педагогическую коррекцию, необратимый процесс развития, с целью выработки стойкого динамического стереотипа в процессе развития в соответствии с методической направленностью по теме «Совершенствование процессов обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социокультурной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
В связи с реализацией ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), коллектив образовательного учреждения разрабатывает программу развития, которая:
- определяет основные тенденции развития школы-интерната, позволяющие перейти на качественно новый уровень в вопросах воспитания, обучения и сохранения здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований ФГОС;
- определяет комплекс мероприятий направленный на улучшение материально-технической базы;
- обеспечивает научно-методическое сопровождение образовательной деятельности в рамках сохранения и укрепления здоровья.
Раздел III.
Анализ условий функционирования образовательного учреждения
3.1. Кадровый состав
- Сравнительная таблица квалификационных категорий за 2016 – 2017 учебный год
Квалификационная категория, разряд | Начало года | Конец года |
Высшая квалификационная категория | 26 | 33 |
I квалификационная категория | 7 | 5 |
Соответствие занимаемой должности | 6 | 6 |
Без категории | 7 | 2 |
Мониторинг уровня квалификации педагогических работников за 2014-2017гг.
(первая квалификационная категория)
Мониторинг уровня квалификации педагогических работников за 2014-2017 гг.
(высшая квалификационная категория)
- Сведения об обучающихся
Особенности контингента обучающихся
Распределение по группам здоровья
Группы здоровья
(количество обучающихся) |
2014-2015
уч. год |
2015-2016
уч. год |
2016-2017
уч. год |
Основная группа | 66 | 10 | 17 |
Подготовительная группа | 67 | 47 | 12 |
Специальная группа | 13 | 83 | 123 |
Таким образом, в течение 3-х лет наблюдается увеличение количества детей со сложным дефектом в развитии и детей, имеющих статус ребенок – инвалид.
Показатели диспансерного учета
2014-2015
уч. год |
2015-2016
уч. год |
2016-2017
уч. год |
|
Неврологические (аутизм, ДЦП, Синдром Дауна) | 51 | 55 | 53 |
Болезни органов пищеварения | 1 | 2 | 2 |
Кариес | 24 | 20 | 16 |
Болезни ССС | 3 | 2 | 2 |
Болезни органов дыхания | 0 | 0 | 0 |
Болезни эндокринной системы | 9 | 10 | 10 |
Болезни опорно-двигательного аппарата | 11 | 19 | 12 |
Болезни органов зрения | 6 | 5 | 13 |
Задержка физического развития | 2 | 3 | 3 |
Ожирение | 8 | 10 | 11 |
Анемия | 0 | 0 | 0 |
Сахарный диабет | 0 | 1 | 1 |
По итогам диспансерного осмотра прослеживается тенденция к стабилизации числа хронических заболеваний: неврологические (аутизм, ДЦП, Дауна), болезни эндокринной системы, болезни опорно-двигательного аппарата, болезни органов зрения, задержка физического развития, ожирение, анемия.
Инфекционные заболевания
Исследуя данные медицинского мониторинга, прослеживается колебания количества заболевших ОРВИ.
- Охрана здоровья в рамках образовательной деятельности
Большое значение в работе по охране здоровья имеет психолого- медико-педагогическое сопровождение обучающихся.
Обучающимся школы-интерната в период обучения и воспитания в школе-интернате гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в виде:
— первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной;
— скорой медицинской помощи.
В учреждении работают кабинеты ЛФК, здоровья, педагога-психолога и логопедии для оказания коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями опорно-двигательной системы и с нарушениями речи. Работа по физическому воспитанию ежедневно контролируется медицинскими работниками.
Для решения задач по охране здоровья обучающихся, регулярно проводятся медицинские осмотры узкими специалистами (психоневролог, детский невролог, окулист, ортопед, уролог-андролог, хирург, ЛОР-врач, стоматолог), лабораторное обследование, УЗИ, ЭКГ. В соответствие с Национальным календарем прививок проводится вакцинация детей против инфекционных заболеваний. Медицинскими работниками школы-интерната осуществляется контроль за соблюдением санитарно — эпидемиологического режима.
Ежегодно в осенний период осуществляется вакцинация против гриппа, в результате случаи заболеваний гриппом единичны. В весеннее — осенний период – общеукрепляющие мероприятия, витаминотерапия, препараты интерферона.
Постоянно осуществляется контроль за правильным рациональным питанием, соблюдением технологий приготовляемых блюд, производился контроль за качеством поступающих продуктов и условиями их хранения.
В школе-интернате имеется 10 дневное меню, которое ежегодно утверждается территориальным отделом ТУ Роспотребнадзора по г. Пятигорску.
Отслеживая систему медицинского обеспечения можно прийти к выводу, что возросло количество детей, страдающих хроническими, соматическими, психическими заболеваниями. Необходимо усилить работу педагогического коллектива по укреплению здоровья детей.
- Дополнительное образование
Общей целью дополнительного образования ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1» является выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества.
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования 17 общеразвивающих программ, имеющих физкультурно-спортивную, социально-личностную, эколого-биологическую, научно-техническую, художественно-эстетическую направленности.
Во внеурочное время в образовательном учреждении функционируют 15 кружков и 2 спортивные секции. Охват учащихся дополнительным образованием составляет 100%.
Направленности дополнительного образования | Виды деятельности
(секции/кружки) |
Количество детей | Возраст | Сок обучения | Источник финансирования |
Физкультурно- спортивная
|
1.Баскетбол
|
20 | 11-16 лет | 3 года | Бюджет |
2.Пионербол | 28 | 10-15 лет | 3 года | Бюджет | |
Социально — личностная | 1.«Светофор» | 12 | 8-13 лет | 1 год | Бюджет |
Эколого-биологическая | 1.«Тропинка в природу» | 10 | 14-16 лет | 3 года | Бюджет |
Научно-техническая | 1.«Юный техник» | 15 | 7-11 лет | 3 года | Бюджет |
Художественно-эстетическая
|
1.«Вдохновенье» — танцы. | 15 | 3 года | Бюджет | |
2.«Вместе весело шагать!» — хор | 15 | 9-14 лет | 3 года | Бюджет | |
3.«Снимаем с клавишей вуаль..» -вокал. | 15 | 10-15 лет | 3 года | Бюджет | |
4.«Цветик-семицветик» — изостудия, вышивка. | 15 | 10-15 лет | 3 года | Бюджет | |
5.«Рисуем мир» -штриховка, изо. | 12 | 7-11 лет | 3 года | Бюджет | |
6.«Волшебная мастерская» — свит-дизайн, бумагопластика. | 12 | 8-13 лет | 3 года | Бюджет | |
7.«Разноцветная мозаика»- шерстяная акварель. | 12 | 12-14 лет | 3 года | Бюджет | |
8. «Чудесный крючок»- вязаная игрушка. | 15 | 10-16 лет | 3 года | Бюджет | |
9. «Мягкая игрушка» — работа с тканью, мехом. | 12 | 10-15 лет | 3 года | Бюджет | |
10.«Быстрая петелька» — вязание спицами. | 12 | 10-15 лет | 3 года | Бюджет | |
11.«Пластилиновая сказка» — пластилинопластика. | 12 | 13-16 лет | 3 года | Бюджет | |
12. «Лесовичок» — природный материал. | 12 | 8-11 лет | 3 года | Бюджет |
3.5.Инновационная деятельность
Педагогический коллектив школы-интерната представляет свой опыт на краевом и всероссийском уровне:
— Участие в V образовательном форуме «Школа будущего» — всероссийском конкурсе «100 лучших школ России», Санкт-Петербург – 2016 . Лауреат конкурса «100 лучших школ России», Диплом, медаль «100 лучших школ России», Почетный знак «Директор-2016».
— На III образовательном форуме «Проблемы и перспективы современного образования в России» — всероссийском конкурсе «Лучшая образовательная организация — 2017, реализующая адаптированные образовательные программы» — Лауреат конкурса «Лучшая образовательная организация – 2017, реализующая адаптированные образовательные программы», Диплом, медаль «Лучшая образовательная организация – 2017, реализующая адаптированные образовательные программы», Почетный знак «Эффективный руководитель — 2017».
— На III Всероссийской конференции «Духовно-нравственное воспитание гражданина и патриота России в условиях реализации ФГОС» — Всероссийский конкурс образовательных проектов и программ по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи «Духовно-нравственное воспитание гражданина и патриота России – 2017» — Диплом Лауреата, медаль «За вклад в воспитание гражданина и патриота России».
— В связи с заслуженными наградами во всероссийских конкурсах, педагогический коллектив был приглашен принять участие в публикации ежегодного информационно-библиографического издания «Школа года- 2017», в котором, наряду с другими образовательными учреждениями Российской Федерации, отражены заслуги и достижения педагогов и воспитанников ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1». Материал о нашей школе размещен на двух страницах в информационно — библиографическом издании Школа года-2017 (общественно — информационный журнал «Школа года»), Санкт-Петербург.
Инновационной деятельностью охвачено 68% педагогических работников через участие в фестивалях, конкурсах, выставках, олимпиадах краевого, всероссийского и международного уровня:
Раздел IV.
Аналитическое обоснование программы развития
Миссия школы-интерната
- Создание безопасного открытого образовательного пространства учреждения, способствующего раскрытию индивидуальности каждого обучающегося.
- Формирование нравственно устойчивой, социально адаптированной, профессионально ориентированной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, готовой к успешной самореализации в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях.
Концепция
Современная концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями справедливо предполагает, что «должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно изъять негативные установки, ступени и узкие двери, а также рутинные правила, помочь людям бороться с недостатками, а не со специалистами, и предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности. При этом люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей».
Цель
- Создание единой коррекционно – развивающей среды, способствующей реализации возможностей детей с особыми образовательными потребностями и их успешной дальнейшей социальной адаптации.
Задачи
- Поэтапное введение ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и множественными нарушениями;
- Создание условий, обеспечивающих коррекционно – развивающее сопровождение образовательного и воспитательного процессов;
- Ориентирование учащихся на формирование ключевых жизненных компетенций как образовательного результата;
- Совершенствование материально – технической базы школы-интерната, программно – методического и кадрового обеспечения;
- Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам
- Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу школы-интерната.
Основные принципы развития школы
Принцип гуманизации предполагает реальное соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленных Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимания к историческим ценностям, их вклад в развитие науки, культуры, литературы и искусства.
Принцип сотрудничества — построение взаимоотнощений в школе на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении учителей, повышающих уровень самооценки обучающихся, на взаимном уважении и доверии в соответствии с принципами ненасильственного общения.
Принцип развивающего обучения реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения, учитывающей «зону его ближайшего развития».
Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации является одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку в зависимости от характера, структуры и выраженности отмеченных у него отклонений в развитии (коррекционная направленность на формирование компенсаторных механизмов).
Принцип индивидуализации обучения предполагает всесторонний учет уровня развития способностей каждого школьника, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития детей;
Повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого обучающегося.
Учет актуального и потенциального уровней развития ребенка предполагает оценку реальных возможностей ребёнка и его способности к обучению, реализуемые в сотрудничестве со взрослым.
Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой не только «вызревают» психологические новообразования, но и создаются условия для закрепления в типичных видах детской деятельности определенных умений и навыков.
Принцип целостности предполагает построение деятельности школы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся, создание сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.
Принцип системности предполагает преемственность знаний, т.е. «родственные» отношения, повторения и учения на всех ступенях образования.
Принцип активизации речевого общения обуславливается необходимостью реализации психолого-педагогических подходов к организации совместной деятельности детей с ОВЗ.
.Основные направления программы:
Модуль 1. Мероприятия, направленные на создание условий для реализации
федеральных государственных образовательных стандартов для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
№ п/п | Мероприятия | Срок (период) выполнения | Ответственный исполнитель | Ожидаемый результат | |
1 | Создание нормативного обеспечения введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | ||||
1.1 | Проведение разъяснительной работы в практической деятельности по ознакомлению с поступающими письмами Минобрнауки России по отдельным вопросам введения ФГОС ОВЗ. | В течение всего периода | Директор, заместители директора | Внесение коррективов в АООП, по введению ФГОС | |
1.2 | Изучение методических рекомендаций по разработке АООП школы-интерната на основе ФГОС ОВЗ и использование их в практической деятельности. | В течение всего периода | Заместители директора по УМР,ВР | Внесение коррективов в АООП, по введению ФГОС | |
1.3 | Организация обсуждения и использования вариативных образовательных программ, находящихся в федеральном реестре, при разработке основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ОВЗ. | Постоянно, по приказу МОН РФ, МО МП СК. | Заместители директора | Внесение коррективов в АООП, по введению ФГОС | |
1.4 | Участие в опросах, экспертных сессиях для обобщения аналитических материалов на региональном уровне. | 2018-2020 г.г. | Заместители директора по УМР,ВР, руководители МО | Мониторинг, обмен опытом | |
1.5. | Внесение изменений в программу развития образовательного учреждения | По мере необходимости | Творческая группа по разработке программы развития школы-интерната | Определение вектора развития школы в соответствии с требованиями ФГОС | |
2 | Создание кадрового обеспечения апробации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | ||||
2.1. | Повышение квалификации педагогических и руководящих кадров образовательной в связи с введением ФГОС. | По графику. | Заместитель директора по УМР | Организация курсовой подготовки педагогических работников по вопросам реализации ФГОС | |
2.2. | Организация участия педагогических работников в региональных, муниципальных семинарах, конференциях по вопросам введения ФГОС. | По графику | Заместитель директора по УМР | Ликвидация профессиональных затруднений | |
2.3. | Корректировка планов методической работы образовательной организации, ориентированной на внедрение ФГОС. | По необходимости | Заместитель директора по УМР | Система мероприятий, обеспечивающая внедрение ФГОС | |
2.4. | Организация внутришкольного контроля по реализации ФГОС | Постоянно | Администрация школы-интерната | Отслеживание результатов внедрения ФГОС | |
3 | Информационное обеспечение введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | ||||
3.1. | Создание и обновление страницы на сайте образовательного учреждения. | не реже 2-х раз в месяц | Заместитель директора по УМР | Информирование общественности | |
3.2. | Проведение разъяснительной работы с родителями, представителями общественности по вопросам и проблемам внедрения ФГОС. | Периодически | Заместитель директора по УМР | Информирование общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС | |
3.3. | Проведение педагогических советов и других мероприятий в образовательной организации по вопросам введения ФГОС ОВЗ. | 2016-2020 годы | Директор,
заместители директора, руководители МО |
Система мероприятий, обеспечивающая внедрение ФГОС | |
3.4. | Изучение публикаций в СМИ, в том числе электронных, интернет -ресурса, о ходе реализации ФГОС ОВЗ. | 2016-2020 годы | Весь педагогический коллектив | Система мероприятий, обеспечивающая внедрение ФГОС | |
4 | Обеспечение условий доступности введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | ||||
4.1 | Создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. | Постоянно | Администрация школы. | Система мероприятий, обеспечивающая внедрение ФГОС | |
4.2 | Паспорт доступности образовательного учреждения для детей-инвалидов и маломобильных групп населения. | Постоянно | Администрация школы. | Система мероприятий, обеспечивающая внедрение ФГОС | |
Модуль 2. Создание доступной комфортной среды
Задачи | Условия решения поставленных задач | Мероприятия |
1.Проведение мероприятий по совершенствованию доступной среды в рамках действующего законодательства | Материально- техническое обеспечение
|
1.Создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием:
— пути следования к образовательному учреждению: асфальтирование дорожек, оборудование пандусов; 2.Проведение капитального ремонта спортивного зала. |
2. Совершенствование условий доступности образовательного процесса
|
Введение в штатное расписание должности «тьютор» | Обеспечение предоставления услуги тьютора на основании соответствующей рекомендации в заключении ПМПК или ИПРА (при необходимости). |
Модуль 3. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства
Задачи |
Условия решения поставленных задач |
Мероприятия |
Создание специальных условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.
|
1.Применение здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе.
2. Организация просветительской деятельности по вопросам основ культуры правильного питания, как одного из компонентов здорового образа жизни обучающихся.
3.Организация активного отдыха и досуга учащихся. |
1.Реализация общешкольных здоровьесберегающих программ: — «Формирование здорового образа жизни и экологическое воспитание», -Программа психолого-педагогической профилактики компьютерной и мобильной (нехимической) зависимости
среди детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Твой выбор-жизнь без зависимости», -«Образовательная программа в сфере обеспечения охраны здоровья и формирования культуры здорового образа жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
1.Дополнительная общеразвивающая интегрированная программа эколого-биологической направленности «Разговор о правильном питании».
1.Проведение совместных с медицинской службой мероприятий, организация просветительской работы с учащимися (лекции, беседы, классные часы). 2.Охват всех учащихся профилактическими осмотрами и ежегодной диспансеризацией. |
Формирование ценностных жизненных приоритетов на здоровый образ жизни обучающихся в режиме образовательно-воспитательного процесса.
Превентивная деятельность по недопущению применения психоактивных веществ.
|
1.Расширение объёма знаний у учащихся по формированию здорового образа жизни.
|
1.Мероприятия, направленные на привитие санитарно-гигиенических, нравственных, этических, эстетических и трудовых навыков и умений.
2.Выработка жизненно необходимых компетенций в самообслуживании, сервировке стола, пользовании столовыми приборами при приеме пищи. 3.Систематическое проведение тематических классных часов, индивидуальных бесед, общешкольных профилактических мероприятий: «Здоровый образ жизни и его составляющие», «Между нами, девочками..», «Если ты — подросток», «Курение — вред!» «Наркотики — это свобода или зависимость, полет или падение?» «Есть выбор — жизнь без наркотиков». «Наркомания — эпидемия века». 4. Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма по темам: «Предупреждение правонарушений среди подростков», «Подросток и закон», «Изучаем конвенцию о правах ребенка», «Ответственность и права», «Можно ли избавиться от вредных привычек?» 5.Участие в Ежегодной Всероссийской акции СТОП ВИЧ/СПИД. |
Расширение системы физкультурно-оздоровительных мероприятий.
|
1.Организация работы вновь организованной спортивной секции «Настольный теннис» в условиях школы — интерната.
|
1. Школьные спортивные мероприятия: спартакиады, «Веселые старты», «А, ну-ка, мальчики!», соревнования по пионерболу, Дни здоровья, походы, экскурсии с целью профилактики заболеваний и приобщения к здоровому досугу.
2. Участие в краевых спортивных мероприятиях. 3. Организованная деятельность по физической культуре (уроки), утренняя гимнастика, спортивный час на свежем воздухе в течение учебного года в рамках режима учреждения, физкультурные паузы в образовательно-воспитательном процессе, активный отдых на переменах (подвижные игры, работа библиотеки). 4. Конкурсы рисунков, акции «Мы -за здоровье нации!» |
Модуль 4. Психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся
Задачи | Условия решения поставленных задач | Мероприятия |
1.Совершенствование системы психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с учётом их потребностей.
2.Оказание психолого-педагогической поддержки родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Формирование у родителей активной жизненной позиции участников сопровождения ребенка. |
1.Создание психологической и социальной комфортности в едином образовательно-воспитательном пространстве для сохранения устойчивого психоэмоционального состояния детей.
2. Своевременное выявление признаков социально-психологической дезадаптации детей с целью оказания им психологической помощи и поддержки. 3. Психолого-педагогическое просвещение и консультирование субъектов образовательного процесса (создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний, формирования психологической культуры). |
1. Изучение психологических особенностей обучающихся, разработка индивидуальных рекомендаций.
2. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия с обучающимися с использованием тренингов, релаксационных пауз. 3. Обеспечение индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания. 4.Динамическое наблюдение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми.
|
Модуль 5. Повышение роли семьи для формирования основ культуры здорового образа жизни
Задачи | Условия решения поставленных задач | Мероприятия |
1. Формирование ответственной родительской позиции по отношению к ребенку с учетом его психофизических возможностей.
2.Профилактика негативного семейного воспитания |
1. Организация просветительской работы с родителями.
2. Проведение совместных с родителями мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового образа жизни. |
1. Оказание консультативной помощи родителям.
2.Реализация плана совместных мероприятий с родителями по обеспечению комфортного взаимодействия семьи и школы. 3. Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма по темам: «Гендерное воспитание», «Предупреждение правонарушений среди подростков», «Подросток и закон», «Изучаем конвенцию о правах ребенка», «Ответственность и права», «Можно ли избавиться от вредных привычек?» |
Модуль 6. Управление школой
Задачи | Условия решения поставленных задач | Мероприятия |
1. Обеспечение нормативно — правового регулирования в создании безопасного открытого образовательного пространства в условиях школы-интерната.
|
1.Совершенствование системы управления школой-интернатом. | 1. Своевременное внедрение локальных актов школы-интерната в рамках действующего законодательства
2. Четкая системная организации управления школой – интернатом во всех структурных направлениях. 3. Расширение сети взаимодействия с учреждениями городского округа и Ставропольского края для дальнейшей успешной социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом их индивидуальных способностей и возможностей |
Этапы реализации программы
№ | Наименование этапа | Ожидаемый результат |
1 | Подготовительный этап (2018 год) | |
1.1 |
Принятие решения Управляющего совета о
разработке и реализации Программы развития школы в рамках внедрения ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
Определение темы, приоритетных
направлений деятельности и принципов их реализации |
1.2 |
Определение системы управления проектом разработки программы, организация рабочих групп по созданию
программы. |
Создание структуры управления
Программой, распределение ролей и функциональных обязанностей между участниками создания и реализации программы |
1.3 | Определение необходимых ресурсов для работы | Создание мотивационных,
организационных, кадровых, научно- методических условий |
1.4 | Разработка Программы:
· проблемно-ориентированный анализ; · разработка и формулирование концепции развития образовательной организации; · разработка плана действий по реализации программы |
Разработка основных положений
Программы развития школы: · информационно-аналитическая справка; · концепция развития школы; · тактический план действий |
2 | Основной этап (2019 – 2021 г.г.) | |
2.1 | Пошаговая реализация Программы развития школы | Переход образовательного учреждения на качественно новый этап развития |
2.1.1 |
Повышение уровня компетенции
педагогов в области создания безопасного открытого образовательного пространства и инновационных технологий |
Курсовая подготовка и переподготовка
педагогических работников. Введение современных образовательных и воспитательных технологий в учебно-воспитательный процесс, отслеживание эффективности их применения. |
2.1.2 |
Повышение компетентности и качества взаимодействия и специалистов службы
сопровождения |
Оказание качественной психолого-педагогической помощи обучающимся с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей |
3 | Обобщающий этап (2022г.) | |
3.1 |
Оценка эффективности реализации
Программы |
Соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями и
задачами |
3.2 |
Выявление и обобщение наиболее эффективного опыта работы педагогов и
образовательного учреждения |
Формирование внутреннего банка данных, с целью применения в учебно-воспитательном процессе |
Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки их достижения:
- качественное обновление содержания общего образования;
- расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых обучающимся;
- удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам;
- совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников;
- повышение ИКТ компетентности педагогов;
- создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни; создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы;
- развитие материально- технической базы;
- повышение эффективности государственно-общественных форм управления
Раздел V.
Ресурсное обеспечение реализации Программы.
- Нормативно — правовое:
— формирование пакета утвержденных комплексно-целевых программ, обеспечивающих реализацию программы развития учреждения;
— при необходимости внесение изменений в Устав школы;
— разработка и утверждение документов, регламентирующих формы стимулирования и поощрения результативной деятельности учителей, школьного ученического соуправления.
- Программно-методическое:
— формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное предметное обучение, по всем элементам структуры управления реализацией программы развития школы;
— разработка календарно-тематических программ, регламентирующих работу школы -интерната по всем направлениям учебно-воспитательной деятельности;
- Информационное:
— поддерживание в рабочем состоянии и пополнение фонда ИТК в школе;
— постоянное поддержание компьютерной связи администрации школы — интерната с министерством образования и другими ведомствами.
- Мотивационное:
— разработка стимулирования результативной деятельности учителей (через формы материального и морального поощрения);
— усиление мотивационной работы среди педагогического состава, родителей и учеников по необходимости внедрения преобразований в школе.
- Кадровое:
— обучение на курсах учителей, работающих в условиях инновационного режима;
— подбор и расстановка кадров в соответствии с потребностями и необходимостью инновационной деятельности школы.
- Организационное:
— составление расписаний работы учреждения;
— подготовка условий для реализации инновационной работы.
- Материально — техническое:
— проведение плановых ремонтных работ всех систем жизнеобеспечения;
— обновление аудио, видео, компьютерной техники;
— пополнение мультимедийного фонда;
— обновление библиотеки учебниками, методической и художественной литературой.
- Финансовое: составление сметы на развитие и функционирование школы.
План развития материально-технической базы
№
п/п |
Мероприятия | Срок исполнения | Ответственный исполнитель | Примечание |
1. | Укрепление материально технической базы пищеблока (столовая посуда, кухонные принадлежности) | Ежегодно к началу нового учебного года | Зам. директора по АХЧ;
зав. производства |
|
2. | Приобретение физкультурного инвентаря (мячей, скакалок, матов гимнастических, ракеток и т.п.) | Ежегодно к началу нового учебного года | Зам. директора по УМР;
учитель физической культуры |
|
3. | Обновление мягкого инвентаря (постельное белье, полотенца и т.д.) | По мере необходимости | Зам. директора по АХЧ;
кастелянша; |
|
4. | Обновление спецодежды для персонала | По мере необходимости | Ответственный по ОТ и ТБ | |
5. | Доукомплектование оборудованием учебных классов (оргтехника, медиапроекторы и экраны, медиатека для сопровождения учебных курсов и предметов, телевизор, ОУЭ, Аудиторская доска) | Ежегодно по мере необходимости | Зам.директора по УМР, ВР, АХЧ | |
6. | Оснащение компьютерного
класса оборудованием |
2022г. | Зам. директора по УМР, АХЧ | |
7. | Оборудование для актового зала (музыкальное, световое, звуковое) | 2019г. | Зам. директора по УВР; | |
8. | Замена светильников в учебных классах | 2018;
2019г. |
Зам. директора по АХЧ | |
14. | Поставка мебели в спальные комнаты | 2019г.;
2020г. |
Зам. директора по АХЧ; | |
17. | Косметический ремонт учебного, спальных корпусов, столярных мастерских | Ежегодно к началу нового учебного года | Зам. директора по АХЧ | |
18. | Капитальный ремонт кровли подвала, гаража, столярной мастерской № 2 | 2018г.;
2019г. |
Зам. директора по АХР | |
19. | Капитальный ремонт насосной станции | 2019-2020гг. | Зам. директора по АХР | |
20. | Капитальный ремонт ограждения территории школы — интерната | 2021г. | Зам. директора по АХР | |
22. | Капитальный ремонт спортивных площадок (выравнивание грунта игрового поля, укладка искусственного покрытия) | 2022г. | Зам. директора по АХР | |
24. | Благоустройство территории школьного двора | Ежегодно к началу нового учебного года | Зам. директора по УМР, ВР,АХЧ | |
33. | Обновление библиотечного фонда (учебники, методическая и художественная литература) | Ежегодно к началу нового учебного года | Зам. директора по УМР;
заведующий библиотекой |
|
34. | Обновление оборудования прачечной | 2021г. | Зам. директора по АХР | |
35. | Капитальный ремонт спортивного зала | 2021г. | Зам. директора по АХЧ |
Раздел VI.
Объём и источники финансирования
№ п/п | Плановый период | Сумма финансирования в тыс. руб. | Источник финансирования |
1 | 2018 | 36 962,52 | Краевой бюджет |
2 | 2019 | 38 810,65 | |
3 | 2020 | 40 751,18 | |
4 | 2021 | 42 788,74 | |
5 | 2022 | 44 928,18 |
Раздел VII.
Порядок управления реализации Программы
Управление по реализации Программы осуществляют:
- педагогический совет;
- администрация школы;
- методический совет;
- совет школы-интерната.
Программа будет реализовываться через планирование образовательной и развивающей среды в учебно-воспитательном процессе.
Реализация Программы развития школы предполагает осуществление работы
по выбранным направлениям комплексно. Мероприятия Программы реализуются
через годовые планы
Раздел VIII.
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы.
Внутренний мониторинг проводит администрация и социально-психологическая служба.
Совместно с Советом школы-интерната проводится система общественной экспертизы реализации Программы.
Результаты обсуждаются один раз в год.
Итоги выполнения Программы рассматриваются на заседаниях педагогического совета и Совета школы-интерната.
Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов:
- экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);
- социологические опросы учащихся, педагогов и родителей;
- методы психодиагностики;
- анализ результатов экзаменов по итоговой аттестации, конкурсов.
Информацию о ходе и результатах реализации Программы администрация школы размещает в сети Интернет на сайте школы, представляет в ежегодном публичном докладе руководителя образовательного учреждения.